Маркировка
В конце 2018 года на государственном уровне было принято решение о расширении списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. Теперь помимо меховых изделий и крепкого алкоголя маркировать начнут лекарственные средства, табачную продукцию, шины, фототехнику, одежду, обувь и духи. Что означают эти нововведения для предпринимателей, и как правильно к ним подготовиться?
Что такое маркировка и зачем она нужна
Вначале стоит разобраться с терминами: под маркированием товара подразумевается нанесение особого идентификатора на его упаковку. В маркировке должна содержаться следующая информация:
- Название, сорт и марка продукта;
- Данные о производителе;
- Размеры и вес;
- Сроки годности, дата изготовления, условия хранения и транспортировки;
- Пищевая ценность;
- Соответствие ГОСТам и контроль качества;
- Способы приготовления;
- Особые рекомендации по применению (для БАДов).
Из данной информации любой желающий может узнать все о покупаемом продукте, исключить возможность приобретения подделки, проследить весь путь от производства до прилавка магазина. Контролирующие органы могут идентифицировать товар и проверить его на соответствие нормативам. Посредством такого контроля в продажу не поступает нелегальная продукция, некачественная или произведенная в сомнительных условиях.
Благодаря новой системе повысится уровень безопасности рыночного сегмента, улучшится качество предлагаемой продукции, легальные производители повысят свои доходы от продаж и будут уплачивать больший налог. Система становится максимально автоматизирована, снижается количество документов и отчетов, тем самым упрощая работу налоговой и других контролирующих органов. Рынок станет прозрачным и изживет все подпольные организации, производящие некачественные товары.
Благодаря действующему эксперименту по маркировке товаров в розничной торговле лекарственными препаратами было выявлено, что одна шестая фармацевтического рынка – поддельные средства, выявить которые раньше не представлялось возможным. Ежегодно они уносили жизни сотен тысяч граждан. Нововведения позволили отслеживать каждую упаковку по идентификатору в специально разработанном приложении «Честный знак», оно устанавливается на смартфон или планшет.
Порядок нанесения маркировки товаров
На каждый продукт из утвержденного законом перечня будет наноситься уникальный идентификатор – ДатаМатрикс. При помощи его контролирующие органы смогут отследить каждое перемещение товара на протяжении пути от завода-изготовителя до точки продаж. Идентификационный код уникален, он одноразовый, после использования уничтожается без возможности повторного нанесения.
Внешне ДатаМатрикс состоит из двух блоков:
- Код товара согласно единому реестру маркированных товаров.
- Код экземпляра, подтверждающий законность произведенной продукции. При его создании используют алгоритмы криптографии.
Такую систему защиты невозможно подделать, следовательно, на рынках уменьшится (а со временем - изживет себя) поставка контрафактного товара.
По мере перемещения продукции от производителя к продавцу, зашифрованные в «Честном коде» данные будут меняться. Так контролирующие органы и покупатели смогут отследить все ее движение. В таком ключе работает новая маркировка товаров с 2019 года, которая опробуется в экспериментальном режиме на товарообороте обуви. С июля до декабря на каждую пару будет наноситься уникальный код, а в течение всего перемещения, вплоть до точки продаж, произойдет обновление кодировки.
На этом этапе предполагается отточить работу всей системы, довести ее до автоматизма и исключить возможные ошибки, после чего массово внедрить сначала в производство, затем довести до оптовых и розничных продавцов.
Какая продукция должна маркироваться
Согласно последнему распоряжению правительства РФ, перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в 2019 году расширится. В него войдут:
Предполагается, что к этому списку добавится молочная продукция.
Ранее федеральным законом была утверждена обязательная маркировка алкогольной продукции и меховых изделий, проявившая себя высокоэффективным способом борьбы с теневой экономикой. Всего за 1 год оборот легальных товаров из меха вырос в 10 раз.
Как подготовиться и какое оборудование установить
Изменения системы коснутся всех участников рынка, но в первую очередь – производителей, которые наносят код первыми. Вторая волна обновлений затронет продавцов, которым также необходимо приобрести спецоборудование для нанесения идентификационного кода. Важно не просто купить специальную технику, но и правильно ее настроить для обеспечения бесперебойной работы. Специалисты компании Центр Автоматизации Малого Бизнеса помогут пройти все этапы внедрения нового оборудования, здесь вы сможете подобрать подходящее оснащение, соответствующее всем требованиям нового закона о маркировке товара.
Чтобы правильно подготовиться к нововведениям, следует разобраться с оборудованием и понять весь процесс нанесения маркировки продукции и товаров. Поэтапно он выглядит следующим образом:
- На заводе-изготовителе на упаковку наносится знак идентификации, который содержит код ДатаМатрикс.
- После продажи изделия оптовому продавцу, производитель вносит в систему маркировки данные об отгрузке данного товара. Для этого необходим 2Д-сканер с поддержкой кодов ДатаМатрикс и специальная компьютерная программа.
- Когда оптовый продавец получает товар, он должен проверить в системе коды на соответствие, принять и внести соответствующие изменения в системе маркировки. Все действия производятся при помощи 2Д-сканера и установленного программного обеспечения.
- Завершая передачу продукции в розницу, продавец вносит данные об отгрузке.
- Розница принимает товар, проверяет идентификационный код и заносит соответствующую информацию в систему. Во время последующей продажи продавец на кассе сканирует штрих-код, через онлайн-кассы передавая сведения об отгрузке продукции в систему и в налоговую через оператора фискальных данных.
На любом этапе для выполнения требований нового законодательства о введении обязательной маркировки товаров в России и корректного пользования системой нужны 2Д-сканер со считывателем ДатаМатрикс, способный считывать уникальный код, и установленное программное обеспечение. Сопроводительные бумаги будут заменены на универсальную передаточную документацию, работа с которой проводится в электронной системе документооборота. Для этого потребуется заказать цифровую подпись. Изменения коснутся не только крупных компаний, но и индивидуальных предпринимателей, в связи с этим следует заранее подготовиться и установить необходимое оборудование для маркировки во избежание потерь и убытков.
Предполагается, что введение закона о маркировке товаров поможет создать честный и прозрачный рынок без подделок и контрафактной продукции, помогая развиваться экономике. Приобрести и установить нужное оборудование следует уже сейчас, обеспечив своей компании бесперебойную работу в условиях нововведений. Купить все необходимое в Новосибирске можно в компании Центр Автоматизации Малого Бизнеса. Опытные специалисты не только сориентируют в выборе, но и помогут внедрить необходимое техническое обеспечение в Ваш бизнес.